Ранняя диагностика и профилактика неврологических нарушений. На что обратить внимание родителям

Внимательное отношение к ребенку позволяет вовремя заподозрить неврологические заболевания. Родители лучше всех знают особенности своих детей и являются самыми заинтересованными лицами в их дальнейшем благополучии.

Ребенок первого года жизни будет стандартно реагировать на любую неблагоприятную ситуацию – нарушится сон, аппетит и поведение. Нарушения сна, коммуникации, возбудимость или, наоборот, апатия, отказ от еды, плохие темпы прироста веса и роста – самые частые проблемы. Главным маркером неврологического здоровья являются оптимальные темпы развития ребенка. Если ребенок не осваивает новые навыки, как предречевые, так и двигательные, или утрачивает ранее приобретенные – необходимо обратиться к неврологу.

Какие же основные группы неврологических расстройств:

  1. Нарушения движения – оценивайте походку (идет, опираясь на полную стопу или на носках, стопа «шлепает» при ходьбе, широко расставляя ноги, есть ли шаткость, часто ли спотыкается и падает?), объем активных движений (синхронно и симметрично движение конечностей, не щадит ли их ребенок), нет ли вынужденного положения головы (приведена к плечу или запрокинута). Силу мышц можно проверить, если ребенок понимает ваше задание, если нет – оцените его физическую выносливость в зависимости от возраста: сколько может пройти, просится на руки, просит везти его в коляске. Как он берет предмет, четко или промахивается? Нет ли дрожания рук.
  2. Поражения черепных нервов – симметричность лица, глазных щелей, зрачков. Не отмечается ли косоглазие? Глотание – нет ли поперхивания, не выливается ли жидкая пища через нос? Голос громкий, не осиплый? Четко говорит?
  3. Расстройства чувствительности достоверно оценить сложно. Ребенок чаще не может описать свои ощущения. Возможны жалобы на онемение рук и ног, покалывание, «ползанье мурашек». Реже снижена температурная чувствительность, в данной ситуации возможны ожоги, травмы. Помните, что боль – это тоже нарушение чувствительности, и к этому надо относиться очень серьезно.
  4. Речь – оценивайте на основании возраста, если развитие речи изначально не соответствует нормам или наблюдается регресс уже сформированных речевых навыков, необходима коррекция.
  5. Пароксизмальные расстройства очень разнообразны, среди них есть и эпилептические, и неэпилептические пароксизмы (значительно чаще). В любом случае, если у ребенка имеются нетипичные состояния во сне или бодрствовании, особенно с нарушением сознания, зафиксируйте это событие на видео и обратитесь для проведения ЭЭГ.