Внимательное отношение к ребенку позволяет вовремя заподозрить неврологические заболевания. Родители лучше всех знают особенности своих детей и являются самыми заинтересованными лицами в их дальнейшем благополучии.
Ребенок первого года жизни будет стандартно реагировать на любую неблагоприятную ситуацию – нарушится сон, аппетит и поведение. Нарушения сна, коммуникации, возбудимость или, наоборот, апатия, отказ от еды, плохие темпы прироста веса и роста – самые частые проблемы. Главным маркером неврологического здоровья являются оптимальные темпы развития ребенка. Если ребенок не осваивает новые навыки, как предречевые, так и двигательные, или утрачивает ранее приобретенные – необходимо обратиться к неврологу.
Какие же основные группы неврологических расстройств:
- Нарушения движения – оценивайте походку (идет, опираясь на полную стопу или на носках, стопа «шлепает» при ходьбе, широко расставляя ноги, есть ли шаткость, часто ли спотыкается и падает?), объем активных движений (синхронно и симметрично движение конечностей, не щадит ли их ребенок), нет ли вынужденного положения головы (приведена к плечу или запрокинута). Силу мышц можно проверить, если ребенок понимает ваше задание, если нет – оцените его физическую выносливость в зависимости от возраста: сколько может пройти, просится на руки, просит везти его в коляске. Как он берет предмет, четко или промахивается? Нет ли дрожания рук.
- Поражения черепных нервов – симметричность лица, глазных щелей, зрачков. Не отмечается ли косоглазие? Глотание – нет ли поперхивания, не выливается ли жидкая пища через нос? Голос громкий, не осиплый? Четко говорит?
- Расстройства чувствительности достоверно оценить сложно. Ребенок чаще не может описать свои ощущения. Возможны жалобы на онемение рук и ног, покалывание, «ползанье мурашек». Реже снижена температурная чувствительность, в данной ситуации возможны ожоги, травмы. Помните, что боль – это тоже нарушение чувствительности, и к этому надо относиться очень серьезно.
- Речь – оценивайте на основании возраста, если развитие речи изначально не соответствует нормам или наблюдается регресс уже сформированных речевых навыков, необходима коррекция.
- Пароксизмальные расстройства очень разнообразны, среди них есть и эпилептические, и неэпилептические пароксизмы (значительно чаще). В любом случае, если у ребенка имеются нетипичные состояния во сне или бодрствовании, особенно с нарушением сознания, зафиксируйте это событие на видео и обратитесь для проведения ЭЭГ.