Когнитивное развитие – это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсомоторного интеллекта; от 2 до 11 лет — период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет до 15 длится период формальных операций. Существующие программы развития плода, а в последующем и новорожденного ребенка характеризуются определенными возрастными паттернами моторного и психоречевого развития. Для определения динамики развития ребенка необходимо пользоваться физиологическими возрастными критериями созревания психоневрологических функций: крупной и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, импрессивной и экспрессивной речи, интеллекта, конструирования, эмоций, коммуникации, самообслуживания, игровых навыков. Неврологи к понятию нейрокогнитивного развития относят основные виды мыслительных процессов — внимание, восприятие, память (усвоение, сохранение, использование информации), зрительно-моторную координацию (праксис, двигательный консенсус), аналитико-синтетическую деятельность (гнозис). Специалисты пользуются различными шкалами для верификации когнитивных расстройств. Родители ребенка при наблюдении за ним могут ориентироваться на темпы приобретения основных навыков.
Самым динамичным является первый год жизни ребенка, когда практически ежедневно он осваивает и совершенствует предречевые и моторные навыки.
1 месяц.
На первом месяце жизни ребенок начинает кратковременно фиксировать взор на предметах, прослеживать за движущимся объектом. Может удерживать голову, лежа на животе. Улыбается, сначала неосознанно (реакция на положение кормления, например). Формируется зрительно-слуховое сосредоточение.
2 месяца.
Уверенно следит за движущимся перед глазами предметом. Поворачивает голову в сторону звука. Удерживает голову в вертикальном положении. Улыбается взрослым.
3 месяца.
Фокусирует взгляд на предмете, находясь в любом положении. Сосредоточенно прислушивается к разным звукам. Лежа на животе, опирается на предплечья, тянется к игрушке.
Важный момент: с 3 недели жизни до 2 месяцев формируется комплекс оживления – это эмоциональные и моторные реакции. Предиктор дальнейшего оптимального психоречевого развития. Комплекс оживления включает четыре основных компонента:
- Замирание и зрительное сосредоточение — долгий, пристальный взгляд на взрослого;
- Улыбка, радостные эмоции ребёнка;
- Двигательное оживление — движения головы, рук и ног, прогибание спины и пр.;
- Вокализации — вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки — «гуулллиии» и пр.).
4 месяца.
Угасает большинство рефлексов новорожденного, снижается тонус рук. Реагирует на появление мамы. Учится переворачиваться на живот. Громко смеется, поворачивает голову в сторону звука. Изучает свои руки, может захватить ими игрушку и ощупать ее. При кормлении придерживает бутылочку руками.
5 месяцев.
Отличает родных и чужих людей, понимает интонации (строго или ласково с ним говорят). Может стоять при поддержке, брать игрушку из рук взрослых, тянет ее в рот. Долго и активно гулит.
6 месяцев.
Может перевернуться с живота на спину, подползти к игрушке. Сидит при поддержке, начинает лепетать, может есть с ложки. Игрушку перекладывает в руках.
7 месяцев.
Уверенно сидит и ползает. Показывает предмет в ответ на вопрос «где?», может стучать игрушками друг о друга, пить из чашки из рук взрослого. Долго лепечет с разными интонациями.
8 месяцев.
Может сидеть и садиться самостоятельно, вставать, держась за опору, и ходить вдоль нее. Подолгу играет, активно произносит простые слоги. По просьбе может помахать рукой, сделать «ладушки». Узнает родных.
9 месяцев.
Малыш может ходить, если его держать за обе руки, повторяет услышанные слоги, выполняет простые просьбы: покажи, дай. Отзывается на свое имя, использует жесты в общении.
10 месяцев.
Ребенок может влезть на стул или диван, слезть обратно. Складывает матрешку, игрушку-вкладыш. Знает и показывает разные части тела на себе и других людях. Произносит первые простые слова (мама, баба, папа).
11 месяцев.
Может стоять без опоры, пробует сделать несколько «свободных» шагов. Понимает простые обобщения предметов (машины, куклы, мячики). Реагирует на слово «нельзя».
12 месяцев.
Произносит около 8–10 слов, понимает около 100. Самостоятельно ходит. Может выполнять простые просьбы (принеси, подними). Может взять чашку и пить из нее, подбирать предметы по форме (например, в сортерах).
2–3 года — период активного развития мышления и речи, овладения навыками общения и самообслуживания. Улучшаются память и внимание (способен на 10–15 минут сосредоточиться на конкретном занятии, представляющем для него интерес). Трехлетний ребёнок внимателен к объяснениям и рассказам взрослых, интересуется и задает вопросы.
С трех лет ребенок использует простые фразы, понимает обращенную речь, выполняет инструкции.
С 6 до 7 лет – период, когда необходимо систематическое обучение ребенка навыкам чтения, письма, арифметики.
Далее основными являются проблемы школьной адаптации, коммуникации с педагогами и поведение в детском коллективе.