Как употребление наркотиков и алкоголя родителями влияет на психоэмоциональное развитие и состояние ребёнка

В психологии существует термин дисфункциональная семья, обозначающий нарушение нормального функционирования семейных процессов. В таких семьях отмечается деструктивное, неадаптивное поведение одного или нескольких их членов, существуют препятствия для развития отношений и личностного роста. Прежде всего, дисфункциональной называют семью, в которой один или несколько её членов имеют зависимость от психоактивных веществ.

Дети таких семей растут в специфической обстановке, которая является фундаментом для формирования определённых особенностей эмоционально-личностного развития. Эти особенности были подробно изучены психологами и объединены общим названием – взрослые дети дисфункциональных семей (ВДД). ВДД имеют специфический психологический портрет, который формируется с самых первых лет жизни ребёнка. Эта тема может быть раскрыта с точки зрения эмоциональных потребностей индивидуального человека.

Автор статьи – Белоусова Инна Юрьевна, психолог

Белоусова Инна Юрьевна, психолог

У каждого человека существуют базовые потребности. Потребность в сне, пище, отдыхе и т.д. Также у каждого из нас есть и эмоциональные потребности:

  1. Надёжная привязанность (безопасность, забота, стабильность);
  2. Свободное выражение чувств и потребностей;
  3. Автономия, компетентность (возможность выполнять самостоятельно задачи, соответствующие возрасту);
  4. Спонтанность и игра (самовыражение и возможность наслаждаться деятельностью);
  5. Реалистичные границы (самоконтроль).

Эмоциональные потребности – это естественное проявление психического мира человека, удовлетворение которых ложится на плечи родителя. Однако, если родитель имеет зависимость от психоактивных веществ, в удовлетворении потребностей ребёнка может происходить серьёзная поломка.

Ребёнок является по своей сути очень зависимым от ухаживающего за ним взрослого, но в такой семье у него нет возможности прожить эту зависимость безопасно, хотя это вопрос жизни и смерти. Здоровая эмоциональная привязанность не формируется, и ребёнок растёт с базовой тревожностью и недоверием к миру.

Достаточно рано ребёнок начинает понимать, что в семье происходит что-то плохое, но поделиться своими переживаниями с кем-то он не может. Это во многом связано с тем, что члены семьи своим поведением и словами демонстрируют непоследовательность и нестабильность. Сам зависимый родитель отрицает имеющиеся у него проблемы, а остальные члены семьи, часто созависимые, замалчивают и стараются на обсуждать эту тему.

Наблюдая за тем, как родитель не справляется со своими задачами, находясь под действием психоактивных веществ, ребёнок убеждается в том, что ответственность за свою жизнь и за жизнь родителя он несёт сам. Происходит парентификация – замена схемы взаимоотношений «родитель-ребёнок» на противоположную, где ребёнок начинает выполнять роль родителя. Последствиями таких искажённых отношений может стать гиперответственность ребёнка, повышенная чувствительность, настороженность, болезненное желание контролировать происходящее вокруг.

Таким детям сложно понять свои чувства, вступать в конфликты и отстаивать свою позицию, так как постоянно гнетущее чувство вины заставляет их думать, что главная проблема в них самих. Им сложно понять, что нормально, а что – нет, и в своём поведении эти дети часто опираются на мнение другого человека.

Зависимость родителя также затрагивает и сферу отношений ребёнка со сверстниками. Существующая семейная тайна вызывает сильное чувство стыда, которое ребёнок может испытывать долгие годы. Это мешает сближению с другими, так как он чувствует, что с ним что-то не так, он не такой как все; формируется самостигматизация, ребёнок может изолироваться от внешнего мира.

Границ, которые родитель должен выстраивать для ребёнка, в зависимых семьях часто не существует или они очень неопределённые. В связи с этим ребёнок не учится говорить «нет» тогда, когда его что-то не устраивает или если ему причиняют вред, потому что у него есть страх быть брошенным, покинутым. Ребёнок не учится слышать себя, он игнорирует свои потребности, так, как игнорировал их зависимый родитель. В конечном итоге ребёнок растёт без понимания свой ценности, он становится неуверенным в себе, возникает сильная тревожность и неудовлетворённость своей жизнью.

Однако ВДД могут помочь себе самостоятельно. На психотерапии ВДД могут поделиться своим травматичным опытом со специалистом и преодолеть те трудности, с которыми они сталкиваются уже во взрослой жизни. Также на эту тему была написана книга, которая может помочь лучше узнать себя: Дженет Войтиц «Взрослые дети алкоголиков: семья, работа, отношения».