Процесс раскрытия диагноза можно условно разделить на три этапа: подготовку, сообщение диагноза и поддержку ребёнка после сообщения диагноза.

Подготовка

Планировать этот разговор необходимо с учетом уровня развития ребёнка, имеющихся у него знаний о своём здоровье и эмоционального состояния.

Важно продумать и выделить основные тезисы диалога, какие основные мысли хотелось бы донести ребёнку, а также определить, какие термины можно будет использовать. Важно выбрать момент и место разговора так, чтобы ребёнок чувствовал себя безопасно и смог говорить открыто.

Раскрытие

Разговор с ребёнком можно начать с фразы «мы бы хотели поговорить с тобой о твоём здоровье». В беседе не столько важно углубление в медицинские подробности, сколько важны точность и лаконичность предоставляемой информации, которая будет соответствовать уровню развития ребёнка.

Важно подчеркнуть, что для ребёнка ничего не меняется, просто было произнесено название болезни и рассказано, в чём её особенность. Следует также сказать, что ребёнок не виноват в этом, и что его близкие остаются рядом с ним. Можно предложить ребёнку начать вести дневник, чтобы он записывал туда свои вопросы, мысли и переживания. Можно также совместно изучить тематическую литературу.

После обсуждения состояния здоровья ребёнка рекомендуется обговорить с ребёнком то, что качается сохранения тайны о диагнозе.

Мониторинг состояния

Самое важное, что требуется от родителя в дальнейшем – это внимательно наблюдать за эмоциональным состоянием ребёнка. Процесс принятия займёт некоторое время, и разного рода эмоциональные реакции совершенно нормальны, от отсутствия реакции до слёз и страха. Важно с пониманием отнестись к переживаниям ребёнка, быть рядом с ним. Тогда ребёнок поймёт, что он имеет права на свои чувства и рядом есть взрослый, способный выдержать его чувства.

Спустя время у ребёнка могут возникать разные вопросы и желание поделиться своими переживаниями, и у него должна быть возможность обратиться ко взрослым.

Через несколько дней после раскрытия диагноза необходимо вернуться к этой теме и узнать, как это на него повлияло и что он чувствует сейчас, и, если это необходимо, ответить на его вопросы, что поможет укрепить отношения между взрослым и ребёнком. К таким разговорам необходимо возвращаться каждые 2–4 недели в течение первых шести месяцев.

При проведении повторных разговоров можно попросить ребёнка рассказать своими словами или нарисовать всё, что он узнал о диагнозе, – это позволит развеять его неправильные представления о заболевании.