Депрессия – это аффективное расстройство, характеризующееся стойким снижением настроения и поведенческой активности, изменением мотивационной сферы и мыслительных процессов. Всемирная организация здравоохранения выделяет депрессию в качестве ведущего инвалидизирующего расстройства среди людей молодого и среднего возраста.
Автор статьи – Белоусова Инна Юрьевна, психолог
Поражения центральной нервной системы, нередко наблюдаемые при ВИЧ-инфекции, могут провоцировать развитие психических расстройств у детей и подростков чаще, чем у их ровесников без ВИЧ. Депрессия является одним из самых распространённых таких расстройств. При этом специалисты в области психического здоровья рассматривают вероятность возникновения такого заболевания с точки зрения био-психо-социального подхода. Такой подход позволяет оценивать возникновение и развитие депрессии комплексно:
- Биологические факторы: поражение ЦНС (центральной нервной системы), индивидуальные особенности развития нервной системы, генетические предрасположенность к злоупотреблению психоактивными веществами;
- Психологические факторы: личностные особенности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, самостигматизация, уровень стрессоустойчивости, осведомлённость о своём диагнозе;
- Социальные факторы: отношения в семье (физическое/эмоциональное насилие, гипер- или гипоопека), трудности в общении со сверстниками (буллинг, изоляция, стигматизация) и т.д.
Депрессивное расстройство у ВИЧ-положительных детей и подростков часто может быть связано с чувством безнадёжности и низкой самооценкой, с усталостью от медицинских вмешательств и ежедневного приёма препаратов, а также со снижением познавательной активности (появляются трудности с запоминанием материала, снижается концентрация внимания). Эти проблемы часто негативно сказываются на приверженности АРВТ: дети и подростки начинают пропускать приём препаратов, тем самым усугубляя своё физическое и психическое состояние. В связи с этим особенно важно вовремя выявить депрессию у ребёнка или подростка и подобрать эффективное лечение.
Признаки депрессивного расстройства у детей:
Детям дошкольного и младшего школьного возраста трудно дифференцировать свои эмоции; их абстрактное мышление находится на этапе формирования, поэтому в оценке депрессивного состояния в первую очередь родителям необходимо обращать внимание на физическое самочувствие ребёнка и на уровень его активности. У детей этого возраста отмечаются:
- жалобы на плохое физическое самочувствие (головные боли, желудочно-кишечные расстройства без видимой причины и т.д.);
- нарушение сна (сонливость, бессонница);
- нарушение аппетита (его снижение с потерей веса или патологическое усиление с увеличением массы тела);
- энурез;
- потеря интереса к деятельности, неспособность получать положительные эмоции от ранее приятных занятий, нежелание участвовать в играх;
- сниженная познавательная активность, рассеянность, заторможенность, замедление мыслительных процессов;
- нежелание ходить в детский сад/школу, ухудшение успеваемости;
- страхи и высокая тревога (причины страхов: смерть родителей, темнота, одиночество и т.д.);
- подавленное эмоциональное состояние, плаксивость, раздражительность, агрессивность;
- возможен психо-эмоциональный регресс (возращение реакций, характерных для более младшего возраста).
Депрессивное расстройство подросткового возраста:
По своим проявлениям депрессия у подростков в большей степени похожа на депрессию взрослого человека.
- Отмечается стойко пониженное настроение (плаксивость, раздражительность и агрессия, подавленность, апатичность, тревожность);
- Чувство безнадёжности, суицидальные мысли и намерения;
- Чрезмерная самокритика, самообвинение;
- Возникает чувство вины;
- Нарушение поведения (уходы из дома, агрессивное поведение, аутоагрессия и т.д.);
- Мысли о собственной неполноценности в связи с наличием диагноза;
- Снижение самооценки и собственной значимости; самостигматизация, мысли о том, что он «не такой как все»;
- Возникают изменения в режиме сна и бодрствования, меняется аппетит с потерей или набором веса;
- Снижается концентрация внимания, возникает мыслительная заторможенность;
- Нежелание посещать школу, пропуски школьных занятий;
- Снижается мотивация к деятельности, теряется интерес к занятиям, которые раньше приносили удовольствие;
- Сужается объём социальных контактов, подросток самоизолируется, возникают трудности в общении с близкими;
- Растёт напряжение из-за необходимости скрывать свой ВИЧ статус из-за страха отвержения и стигматизации;
- Подросток может перестать заботиться о своём внешнем виде, не уделять достаточного внимания своей гигиене;
- Возникает постоянное беспокойство за своё здоровье;
- Состояние может усугубляться на фоне злоупотребления психоактивных веществ.
Как родитель может помочь своему ребёнку, столкнувшемуся с депрессией?
- Необходимо понять, в чем причина ухудшения самочувствия вашего ребёнка. Наблюдайте за изменениями в его физическом и психическом здоровье. Определите травмирующую ситуацию. Постарайтесь честно и открыто обсудить с ребёнком, как он себя чувствует и почему.
- Создание комфортной эмоционально положительной среды в доме, которая будет способствовать стабилизации эмоционального фона вашего ребёнка.
- Будьте готовы выслушать и поддержать своего ребёнка; активно поддерживайте его и показывайте своё принятие.
- Помогите ребёнку организовать его режим дня. Совместными усилиями составьте расписание, которое будет включать в себя выполнение обязательных дел (посещение школы, уборка, приём пищи и т.д.), отдых (время на занятия, которые приносят вашему ребёнку удовольствие, общение, полноценный сон и т.д.) и физическую активность (прогулки, спорт, другие секции или кружки).
- Обратитесь за помощью к специалистам. Наиболее эффективной в лечении депрессивного расстройства является сочетание фармакотерапии и психотерапии (индивидуальная и групповая). Также эффективной является семейная психотерапия, если семейный конфликт является основной причиной депрессии ребёнка. Раннее начало лечения снижает риск рецидива и улучшает прогноз для дальнейшей жизни вашего ребёнка.