Что делать, если ребёнок не принимает антиретровирусную терапию

Большинство родителей/опекунов ВИЧ-положительных детей и подростков хотя бы раз сталкивались с ситуацией, когда ребенок отказывался от приема антиретровирусных препаратов (АРВП), открыто демонстрируя своё нежелание пить лекарства или тайно выбрасывая препараты, а также прятать их и скрывать свой обман до определенного периода.

Какие причины отказа от приема АРВП могут быть у детей и подростков? Как могут вести себя значимые взрослые в такой ситуации? В каком возрасте ребенок уже может самостоятельно принимать лекарства, без ежедневного контроля со стороны родителей? Почему так важно своевременно рассказать ребенку о заболевании и значимости приема АРВП?

Причины, по которым ребёнок отказывается от антиретровирусной терапии (АРТ), могут быть разнообразными.

Возрастные кризисы ребёнка

В раннем возрасте жизнь и здоровье ребёнка полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого. Как правило, у самого малыша не возникает трудностей с приёмом лекарств, если ухаживающий взрослый имеет высокую приверженность лечению.

Однако уже в 2,5–4 года ребёнок может проявлять негативизм и упрямство, связанные с кризисом сепарации. Приём АРВП может усложняться детскими отказами. Слово «нет» для ребёнка в этом возрасте является попыткой определить свои границы и границы родителя. В этот непростой для ребёнка и родителей период особенно важно проявить терпение, поощрять самостоятельность и поддерживать формирующуюся эмоциональную привязанность, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности с Вами.

С 6–7 лет с ребёнком начинают происходить очередные изменения, знаменуя новый возрастной кризис. Внутренний мир ребёнка становится более сложным, у него возникает всё больше вопросов о себе, о мире, об окружающих людях. В данный период происходит очередная проверка, насколько крепкой является эмоциональная привязанность между ребёнком и родителем. Трудности с приёмом АРВП могут возникать из-за недоверия к действиям взрослых. Отказ от разговора с ребёнком о его здоровье и необходимости принимать лекарства из-за страхов родителей может сформировать у ребёнка убеждение, что таблетки для него необязательны. Доверительные взаимоотношения и родительская готовность к открытому диалогу с ребёнком помогут сформировать положительное отношение к АРТ.

В подростковом возрасте, когда формирование эмоциональной привязанности к родителям завершается, особую ценность приобретают отношения со сверстниками. В случае, если подросток отказывается принимать препараты из-за влияния на него общественной стигмы и чувства одиночества, особую ценность приобретают группы поддержки. На таких встречах участники могут свободно делиться своими чувствами, услышать истории других ребят и рассказать свою. Групповая поддержка может помочь сформировать у подростка внутреннюю мотивацию принимать АРВП.

Индивидуальные особенности памяти, внимания

Иногда дети пропускают приём АРВП из-за забывчивости, невнимательности. Для таких случаев применяются разного рода индивидуальные инструменты, которые помогут ребёнку вовремя обратить внимание на необходимость принять лекарства. Такими инструментами могут стать: дневники, календари, привлекающие внимание таблетницы, уведомления на мобильном телефоне, стикеры и т. д.

Недостаток информации

Одной из ведущих причин тревоги и страха может стать недостаточная информированность ребёнка о его состоянии. В этом случае необходимо, опираясь на возраст и индивидуальные особенности ребёнка, провести с ним беседу на тему здоровья и АРТ.

Семейная модель

Фигура родителя является главной в жизни ребёнка. Развивая базовое доверие к миру, ребёнок опирается на слова и поведение значимого взрослого. Ребёнок будет стабильнее принимать АРВП, если действия взрослого не являются противоречивыми, его эмоциональные реакции не амбивалентны и в отношениях с ребёнком нет двойных стандартов.

Психологические трудности ребёнка

В случае, если ребёнка беспокоят страхи, связанные с его здоровьем, отмечается высокая тревожность и неуверенность в себе, родителям рекомендуется обратиться за помощью к специалисту (врачу-психотерапевту или медицинскому психологу) для исследования эмоционально-личностного развития ребёнка и выявления трудностей, связанных с приёмом АРВП. Дальнейшая работа может включать в себя коррекционные занятия в индивидуальном и групповом формате, направленные на формирование здорового отношения к терапии.

Усталость от приёма АРВП

Ежедневное соблюдение определённых действий закономерно может приводить к усталости, особенно в подростковом возрасте, когда меняются образ жизни и интересы. Приём препаратов становится непонятной формальностью, которая может терять свою значимость, особенно в том случае, когда подросток не испытывает проблем со здоровьем. Поэтому родителям важно вернуться к разговору с ребёнком о его здоровье и важности приема АРВП, чтобы свериться, какой информацией обладает ребёнок. Кроме этого, станет полезной практика работы с ценностями, особенно у подростков.